Константин Андреевич Сомов. "Радуга"

Константин Андреевич Сомов

Константин Андреевич Сомов. "Радуга"

Константин Андреевич Сомов. «Радуга»

Художественный дар К. А. Сомова может показаться немного парадоксальным: Константин Андреевич был мастером  психологически точных, глубоких, реалистических портретов  современников, и в то же время создателем особого полуфантастического «сомовского мира». На своих полотнах он изображал изысканных дам и кавалеров, маскарады и празднества, маркиз и арлекинов, словно ему хотелось уйти от основательно поднадоевшей повседневности в давно прошедший «галантный век». Друг и современник Сомова Александр Бенуа писал: «Сомов, бесспорно, мистик, но не мистик мысли, а мистик форм — важнейшее качество в живописи. Самые простые сюжеты, наивнейшие сценки из эпохи «Бедной Лизы» и «графа Нулина» получают в его изображении какой-то странный, фантастический характер». Александр Николаевич считал основным свойством искусства Сомова — искусство индивидуальности, которое не создаст направления, школы, у которого едва ли будут последователи. Стиль произведений Сомова неповторим и они заняли свое уникальное место в истории искусства.

Возможно, именно это качество картин К.А. Сомова вызвало повышенный интерес к ним на современном антикварном рынке. Начиная с 2006 года можно наблюдать, как антиквары с энтузиазмом готовы платить за его полотна по несколько миллионов долларов. В 2006 году на аукционе Christie’s была продана картина Сомова «Русская пастораль» за 2,6 миллиона фунтов, что составило тринадцатикратное превышение эстимейта. А в 2007 году за его картину «Радуга» заплатили 3,3 миллиона фунтов или 7 миллионов долларов. Эта стоимость чуть-чуть не дотягивает до стоимости полотен одного из самых дорогих художников современного арт-рынка - Пикассо.

Так в чем же истоки своеобразия стиля Сомова?

Истоки творческой манеры К. А. Сомова

Константин Андреевич Сомов традиционно считается ярким представителем русского символизма, модерна конца XIX — начала ХХ веков, он был активным членом объединения «Мир искусства». Но, как и произведения любого талантливого художника, его творчество сложно втиснуть в какие-либо существующие стилистические рамки. С детства Константина Андреевича окружала художественная атмосфера: отец был старшим хранителем Эрмитажа, мать — музыкантом. Родители сумели передать детям свою любовь к живописи, музыке, театру. Сокровища старинной живописи, антиквариат увлекали Сомова с детства. Не удивительно, что свой жизненный путь он связал с профессией художника. С 1887 по 1897 Константин Андреевич учится в Академии художеств. Он часто посещает мастерскую И. Е. Репина. В 1897 году Сомов уезжает в Париж, проходит обучение в студии Коларосси. В Париже у Сомова была возможность изучить западный модерн, но особенно его увлекала тогда старинная живопись французского рококо. Именно в этом периоде жизни художника находятся истоки особенностей его стиля: символичности, обращения к теме куртуазной эпохи. А многогранность творчества Сомова, в какой-то степени, обусловлена влиянием реалистической школы Репина — с одной стороны и западного модерна — с другой. От Ильи Ефимовича у Сомова — умение показать неповторимое, индивидуальное в характере человека при помощи жеста, мимики, позы.

Впрочем, нужно признать, что не влияние учителей было основным определяющим моментом в формировании стиля Сомова. Ведь еще проходя обучение у Репина, Сомов рисовал своих очаровательных маркиз, а Илья Ефимович удивлялся, зачем его способному ученику тратить время на изображение дам и арлекинов.

С. Яремич очень точно отметил, что по своей природе Сомов — мощный реалист, он родственен Питеру де Гоху или Вермеру Ван Дельфту. Но драматичность его положения, пишет Яремич, заключена в раздвоенности, характерной для любого талантливого русского художника: с одной стороны его манит и влечет жизнь, с другой — несоответствие реальности с внутренним миром художника заставляет его уходить в другие области, туда, где он предоставлен самому себе.

Антикварная живопись К. Сомова

Творческое наследие К. Сомова достаточно велико, в небольшой статье его сложно даже просто перечислить, но среди его картин есть полотна, которые стали олицетворением эпохи. Например, потрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, который мы сейчас знаем, как портрет «Дамы в голубом». Поэтическая, возвышенная, такая далекая от повседневных будней «Прекрасная Дама» похожа на нежный и чистый цветок, неведомо какими путями попавший на нашу грешную землю. Портрет был написан в 1897 году, впервые экспонировался на выставке «Мира искусств» в 1900 году и сразу же был приобретен для Третьяковской галереи.

Константин Андреевич Сомов. "Радуга"

Константин Андреевич Сомов. «Радуга»

Среди наиболее известных портретов Сомова: портрет А. Блока с которым художник был очень дружен, портреты А. Кузьмина, М. Добужинского, Е. Лансере, В. Иванова, Остроумовой-Лебедевой и многие другие.

Излюбленной темой художника был галантный восемнадцатый век. На своих небольших по размеру полотнах он изображал дам в пышных кринолинах, влюбленных, которые то говорят что-то друг другу шепотом, то украдкой целуются. Сомов словно любуется этим эфемерным миром и вместе с тем немного иронизирует над игрушечными чувствами героев своих полотен. Пример русской антикварной живописи - «Осмеянный поцелуй», этюд к которой был написан в Ораниенбауме, изображена зеленая комната, увитая вьющимися растениями. Вдали видны дама и кавалер, играющие в нечто напоминающее бадминтон. Кавалер другой дамы безуспешно пытается сорвать поцелуй, а третья пара подглядывает за этой сценой. Кажется, что и сам художник слегка насмешливо наблюдает за всеми действующими лицами.

В картинах «Эхо прошедшего времени», «Арлекин и дама», «Фейерверк», «Пьеро и Коломбина» все больше проступает какая-то тоска, даже болезненность. В 1923 году Константину Андреевичу удалось уехать на выставку в Нью-Йорк, обратно в советскую Россию он уже не вернулся. За границей Сомов особенно активно занимается жанром натюрморта. Ушел из жизни Константин Андреевич в 1939 году.