Рынок антиквариата

Коллекционирование антиквариата

Рынок антиквариата

Рынок антиквариата

Рынок антиквариата

Коллекционирование антиквариата в России уже долгое время воспринимается как занятие для элиты, куда непосвященным лучше не соваться. Однако в Европе и США финансовые вложения в искусство доступны не только миллионерам, но даже людям со средним достатком. Специалисты полагают, что российский рынок антиквариата мог бы пойти тем же путем. После экономических кризисов отечественные бизнесмены поняли выгоду инвестиций в произведения материальной культуры. Каковы особенности рынка антиквариата в России и какие препятствия сдерживают его развитие?

Скандальные разоблачения, имеющие отношение к предметам искусства, происходят даже в Европе и США, где тщательно регистрируются все сделки. В России же нет законов, регламентирующих продажу и покупку антиквариата, вследствие чего подобные операции производятся преимущественно тайком. В результате специалисты не могут привести достоверных статистических данных и приводят обобщенные цифры. Годовой оборот российского антикварного рынка по этим приблизительным оценкам составляет 2 миллиарда долларов, без учета неофициальных сделок, число которых достигает 90% от общего числа. Влиятельные игроки антикварного рынка говорят, что за последнее десятилетие возникло несколько антикварных домов, благодаря которым количество подпольных сделок уменьшается. Но это единственное улучшение. По своей сути рынок остается таким же: недоступным, хаотичным и незаконным. Нет законов, освещающих процедуру торговли предметами искусства, что тоже пагубно влияет на развитие этой индустрии. Значимые и дорогие коллекции привлекают внимание воров. Неудивительно, что большое число краж на этой почве заставляет людей задуматься, стоит ли им начать собирать собственную коллекцию. Новых участников антикварного рынка пока что мало, следовательно, ресурсы тоже ограничены.

Однако в последнее время немало вкладчиков разочаровалось в ценных бумагах, потому что инвестиции в них показали свою ненадежность, не говоря уже о прибыльности, и начали задумываться об инвестициях в искусство. Как известно, коллекции собирают или в качестве хобби, или когда деньги уже некуда и девать. Но теперь появились новые коллекционеры, которые хотят не только сберечь свои финансы, но и приумножить их. Специалисты говорят, что старинные вещи – это товар, число которого может только сокращаться. Благодаря этой особенности антиквариат каждый год становится дороже на 15-20% и на 30% во время спадов экономики и уменьшения стоимости нефти и золота.

старинный антикварный фарфор

Старинный фафор

Опасность подделок

Пожалуй, главный риск на рынке – это приобрести фальшивку, ведь их производится большое количество. Эта опасность подстерегает любителей древности в любом уголке земного шара. Даже если вы посетите в германском местечке Мейсен первую европейскую манифактуру, производившую знаменитую посуду, то даже законопослушные немцы продадут вам китайские подделки, а не старинный фарфор. В России сложность заключается еще и в том, что проверить предмет на подлинность особо и негде – хороших экспертов раз-два и обчелся, так что злоумышленники получают обширное поле деятельности.
Помимо этого, даже антикварным домам и салонам пока выгоднее совершать теневые сделки. Порой у них просто нет возможности оформить процесс как полагается. К тому же заключение экспертов на каждую покупку в сопровождении гарантии от банка пока еще остается редкостью на наших просторах.

Когда стало ясно, что рассчитывать на разъяснительную законодательную базу не приходится и нужно обходиться тем, что есть, торговцы произведениями искусства столкнулись с необходимостью привлечения новых участников антикварного рынка. Соответственно, появилась потребность и в рекламе коллекционирования как общедоступного хобби. Например, привлечь внимание аудитории к старинным предметам можно было бы с помощью мастер-классов для начинающих, где им расскажут, как идентифицировать подпись художника, чтобы определить фальшивку, и как увидеть подделку по клейму на фарфоровом изделии.