61

Василий Кандинский. Часть 3

 

61

С 1925 года начался второй период Баухауса — уже не в Веймаре, где заведение закрыли. Школа перебралась в Дессау, и художники получили в своё распоряжение достаточно свободных классов живописи. Условия позволяли заниматься не только педагогической деятельностью, но и работать над собственными произведениями. Живопись Кандинского данного периода искусствоведы называют «холодной романтикой». В 1926-1933 гг. было создано 300 акварелей, написано 159 полотен маслом. Многие из этих старинных картин не сохранились – нацисты уничтожали произведения художников, чьё творчество считали «дегенеративным».

Париж. Последние годы

В 1932 году Баухаус закрылся окончательно, это было спровоцировано национал-социалистами. Семья Кандинских была вынуждена покинуть Германию. Супруги отправились во Францию, в местечко Нейи-сюр-Сен близ Парижа. Реакция местной богемы на прибытие Кандинского восторженной не была. Парижане не признавали абстрактную живопись и держались на расстоянии от художников-иностранцев. Жизнь и творчество Василия Васильевича во Франции проходили обособленно, в обществе жены и старинных друзей. В Пари
же идеология Кандинского и манера её воплощения претерпела последнюю метаморфозу. Это уже не так называемая «холодная романтика». Напротив, картины буквально выплёскивают жизнь, автор считал это время «живописной сказкой». В мире искусства и антиквариата позднее творчество Кандинского считается уникальным рядом живописных произведений. Примеры творчества тех лет – «Пёстрый ансамбль» (1938), «Сложное-простое» (1939) и «Небесно-голубое» (1940). Годы Второй мировой стали тяжёлыми для художника. Материалов не хватало, возможности создавать большие полотна не было. В конце концов, пришлось писать гуашью на небольших листах картона. Несмотря на материальные затруднения, непонятость со стороны коллега и неприятие со стороны зрителя, Кандинский стремился развить свою живописную систему, стараясь довести её до совершенства.

Творчество Василия Кандинского. Ранний период

С самого детства Кандинский использовал непривычные сочетания цветов, обосновывая их «таинственной жизнью» каждого цвета. Рисование было любимым занятием, и уже будучи состоявшимся художником, Василий Васильевич признавался, что посредством живописи уходил из окружавшей его реальности. Обучаясь в Мюнхене у югославского живописца Ажбе, Кандинский довольно быстро «перерос» эту школу. По собственному признанию, художник частенько пропускал занятия, предпочитая прогулки и зарисовки на природе. Период с 1900 по 1908 годы – время пейзажа в творчестве Кандинского. В ранних произведениях натура ещё доминирует, хотя выбранные художником цветовые сочетания необычны. Постепенно образы и впечатления всё заметнее передаются через игру линий и пятен цвета. Несложно проследить развитие творчества Кандинского, взглянув на его старинные картины – «Шлюз» и «Ахтырка. Осень. этюд» (1901), «Старый город» (1902), «Синий всадник» (1903), «Берег залива в Голландии» (1904) и «Мурнау. Двор замка» (1908).