История фарфорового завода М.С. Кузнецова. Магазин-салон «Старый Петербург».

Во второй половине XIX века в фарфоровом производстве наступил период значительных достижений, заметным стало развитие и совершенствование технологии производства. В этот период производство фарфора заметно увеличивается после возникновения крупных промышленных предприятий и товариществ, основанных представителями неимоверно разбогатевшей и разросшейся семьи энергичных промышленников Кузнецовых, а также Корниловых.   Дело у Корниловых, которые привлекли ряд опытных мастеров и рабочих с лучших русских предприятий фарфоровой промышленности, пошло довольно успешно. В 1843 году на предприятии работало 147 рабочих, в 1859 году – 250, а в начале XX века уже 400 человек.  Начав свое дело с кустарного фарфорового заведения, основанного в Гжели в деревне Ново-Харитоного (1810 г.), Кузнецовы во второй половине XIX века превратились в крупнейшее на русском и мировом рынке поставщиков фарфора, фаянса, майолики и других видов керамических изделий. В этот период они владели восемнадцатью предприятиями в разных районах Российской Империи. (Л.В. Андреева  «Советский фарфор» 1920-1930-е годы, М., 1975 г., стр.8). Все восемнадцать заводов принадлежали, по-видимому, потомкам крестьянина, кузнеца и лесопромышленника Якова Васильевича, основателя фамилии Кузнецовых.

Сын Якова Васильевича Терентий, владевший новохаритоновским заводом в 1832 году постороил второй, более крупный фарфоровый завод в пустоши Дулево Владимирской губернии, ставший впоследствии основой могущественной фирмы «Товарищество М.С. Кузнецова». Также, в 1851 году Терентий Яковлевич арендовал завод Сафронова в деревне Короткой. Впоследствии завод в Короткой был приобретен его сыном Сидором Терентьевичем, расширен и переведен в Дулево. Еще раньше, в 1843 году, старший сын Терентия Сидор основал в Риге довольно крупный фарфоро-фаянсовый завод, впоследствии вошедший в фирму   «Товарищество М.С. Кузнецова». В 1853-1854 годах сыновья Терентия Яковлевича разделились. Заводы, находившиеся в Дулеве и Короткой, перешли на владение Сидора Терентьевича, а завод в Ново-Харитонове – во владение Николая и Адриана Анисимовичей.

Второй же сын Емельян получил наследство капиталом, во всяком случае, впоследствии его сын Иван Емельянович Кузнецов известен как владелец трех крупнейших керамических предприятий страны в Новгородской губернии. Им были основаны заводы близ станции Волхов, в селе Грузино и восстановлен закрытый «по безысходности» фарфорово-фаянсовый завод П.К. Рейхеля в деревне Новая Мельница. Это вторая ветвь могущественной династии российских фарфоровых промышленников – монополистов Кузнецовых, предприятия которой, вероятно, никогда не входили в известное «Товарищество М.С. Кузнецова» и успешно развивали свою производственную деятельность вплоть до 1917 – 1918 годов. Ветвь промышленников Кузнецовых, начавшаяся Сидором Терентьевичем, очень скоро стала значительно богаче второй. Ее представители Сидом и в особенности его сын Матвей были людьми энергичными, ловкими и сметливыми дельцами с весьма широкими планами на будущее. Они были беспощадными соперниками в конкурентной борьбе и эксплуататорами многих тысяч рабочих на заводе.

В 1887 году М.С. Кузнецов основывает в Будах, близ Харькова, сравнительно крупный фаянсовый завод, который, как и завод в селе Кузнецово Тверской губернии, с 1894 года начинает вырабатывать и фарфор технических достоинств.

К концу XIX века «Товарищество М.С. Кузнецова» почти полностью завоевало внутренний рынок России и вышло со своими товарами на зарубежные рынки. В Персию, Турцию, Китай, Афганистан, и другие страны Востока. Специальные агенты изучали товарищества усиленно изучали характер западноевропейской керамика, вкусы и потребности того потребителя.

В 1892 году знаменитый гарднеровский фарфоровый завод, не выдержав конкуренции, становится добычей «Товарищества М.С. Кузнецова», вслед за этим во владение товарищества стали переходить и другие заводы.

  Заводы Кузнецовых изготавливали в свое время немало предметов, оформление которых соответствовало стилевым исканиям того времени (репродуцирование разных стилей прошлого, мотивов русского народного орнамента и прочее) и было вполне удовлетворительны и с художественной точки зрения. В таких изделиях привлекает не только мастерское использование декора, качество фарфора, тонкость и строгость орнаментальных мотивов. Хорошо выполнялись изделия восточной ориентации, например, их стилевые особенности, были выдержаны на столько тщательно, а глазурь была так хороша, что предметы иногда выглядели более «китайскими», чем сами китайские изделия.  Что касается ординарного массового фарфора, рассчитанного на вкусы самых широких слоев русского общества, то немногие предметы могут конкурировать в художественном отношении с продукцией старых частных фарфоровых заводов.

Быстрое увеличение количества и размеров керамических предприятий промышленников Кузнецовых, по-видимому, уже в 80-х – начале 90-х годов XIX века уравняло их годовой оборот с выпуском продукции всех остальных фарфорово-фаянсовых заведений страны. А уже в 1895 году «Кузнецов заметно превысил половину годового выпуска фарфора и фаянса по стране» (Л.В. Андреева  «Советский фарфор» 1920-1930-е годы, М., 1975 г., стр.9). Одновременно с заводами Кузнецовых и Корниловых работало еще около 56 фарфоровых заведений, из которых 29 находились в Гжели. К концу XIX века сохранилось 26 фабрик (заводы Акулиных, Домны Барминой, Дунашовых, Куриновых, Мефодия Попихина, Федяшина, Храпунова-Нового) настолько приспособились к новым тенденциям времени, что с успехом продержались в конкурентной борьбе конца XIX – начала XX века.   

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий завода М.С. Кузнецова и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302 ©