Икона Рождества

Икона Рождества: образы и символика

В этой статье мы поговорим о предмете антиквариата, который имеет поистине сакральную сущность — а именно, об иконе.
Если отталкиваться от привычных для нас рождественских открыток, то тайна Рождества должна быть представлена примерно так: хлев, несколько овечек и мать, любящими очами созерцающая младенца. Однако иконография Рождества преподносит нам нечто неожиданное. Икона всегда имеет глубинный духовный смысл. Чтобы постичь его, зачастую нужно знать Священное Писание: смысл изображенного связан с библейскими пророчествами и аналогиями.

Икона Рождества

Икона Рождества

Сюжет иконы

Тайна Рождества в самых древних изображениях выступает как часть общего сюжета о тайне Боговоплощения. Вначале ее вовсе не использовали в качестве отдельного сюжета для иконы. Ранние изображения Рождества неизменно представляют тайну Боговоплощения вместе с двумя другими событиями: смертью и воскресением Иисуса Христа. Иконография Рождества складывается примерно к VII веку. На антикварных иконах этого времени мы можем найти уже более привычную для нас картину. На дальнем плане появляется пещера. Мария лежит, рядом с ней сидит Иосиф. Наверху изображается Младенец Иисус, с ослом и волом, а между ними сияет звезда.

Значение образов

Язык иконы Рождества полон символических образов. Давайте внимательнее приглядимся к некоторым из них.

Пещера

В ранних изображениях пещера охватывает только Младенца Иисуса. Он и есть тот Свет, который ее наполняет. Свет, освещающий мрак.
Пещера — знак не случайный. В древней Церкви сознательно сопоставлялись два образа: пещера рождения и пещера погребения. После снятия с Креста, Господь Иисус Христос пребывал тоже в пещере — гробе. Напоминает нам о событиях Крестной смерти и крещатый нимб у Младенца Иисуса. Икона Рождества таким образом как бы сразу разворачивает перед нами перспективу: Христос — Сын Божий и Спаситель, искупивший крестной смертью всех людей.
Пещера (в более поздних изображениях — гора) также связана с самой Богородицей. Она — та самая «пещера», из которой к нам вышел Христос. Ее чрево вместило невместимого Бога.
А еще пещера символизирует мир, вглубь которого входит сам Бог. Чтобы наполнить все светом и смыслом.

Свет и мрак

Если мы посмотрим на древнерусские старинные иконы, то заметим, что часто на них сноп света, проникающий в пещеру, разделен на три луча. Это обозначает участие всей Троицы в событии Рождества Христова.
Темнота пещеры — это и напоминание о тьме ада, куда сошел Христос, дабы проповедовать всем душам. Но тьма ада его не объяла. Свет Христов побеждает мрак.

Вол и осел

Это традиционные фигуры на всех иконах Рождества. В Священном Писании, в книге пророка Исайи, говорится о воле, который знает своего хозяина, и об осле, помнящем, кто его господин. В противовес им упоминается народ Израиля, забывший своего Господа.
Эти животные на иконе призваны напомнить нам о смерти Иисуса Христа. Осел — о Входе Господнем в Иерусалим (которое совершилось на осле). Вол символизирует жертву, приносившуюся в храме во оставление грехов.

Пастухи, волхвы, молоко и мед

В той же книге пророка Исайи говорится, что Сын Божий, родившийся от Девы, будет питаться молоком и медом, чтобы научиться отвергать зло и выбирать добро. Богословы подчеркивают здесь мысль о том, что Младенец будет есть пищу пастухов, пищу бедняков и отверженных. Пастухи на иконе Рождества, таким образом, указывают на это пророчество.
В Священном Писании также говорится, что Земля Обетованная изобилует молоком и медом, это образы полноты и радости будущей жизни в Царстве Небесном. С рождением Младенца эта благодать открыта всем людям.
Иисус в книге пророка Исайи предстает как пастырь, в центре горы, на склонах которой пасутся овцы. Истинный добрый пастырь. Он не только заботится об овцах, но спасает их из рук смерти и дарует им жизнь.
Пастухи символизируют народ Ветхого Завета. А волхвы – людей, пришедших к Христу из языческого мира. Еще в этих образах часто видят аллегорию разных путей к вере – путь сердца и путь интеллекта.
Пастухи обычно стоят на изображениях рядом с пещерой, а волхвы – поодаль. Ведь путь сердца всегда более короток и прям.

Иосиф

Иосифа изображают сидящим при Богородице и Младенце. Он созерцает Тайну.
Но икона Рождества показывает и момент искушения Иосифа. Рядом с ним мы видим сгорбленного старика, который держит в руках ветвь или посох. Указывая Иосифу на эту сухую палку, он словно говорит: «Подобно тому, как этот посох уже никогда не покроется листьями, так и ты не можешь плодоносить, и Дева не может родить». Дьявол-искуситель в этом образе внушает нам, что материальный мир – это самое главное, другого мира не существует, не существует сверхъестественного.
Однако жезл Иосифа все же зацвел. Чудо Рождества свершилось. Богородица на многих фресках и иконах смотрит не на младенца, а на самого Иосифа. Она словно с состраданием заступается за него, испрашивая для него благодать разумения этой великой тайны.