Григорий Васильевич Сорока. Рыбаки. Фрагмент

Григорий Васильевич Сорока. Продолжение

Григорий Васильевич Сорока. Рыбаки. Фрагмент

Григорий Васильевич Сорока. Рыбаки. Фрагмент

Поэзия в творчестве Сороки

Застывшая поэзия, присущая лучшим работам Сороки, проявляется и в старинных картинах, на которых изображено внутреннее убранство дворянских гнезд, например, таинственный «Кабинет в Островках», созданный в 1844 г. В большой комнате с приглушенным освещением очень тихо, и каждая вещь словно живет своей тайной жизнью. Внимательный к деталям художник делает акцент на поверхностях, которые так и хочется потрогать, чтобы убедиться в их реальности. Ведь нарисованная натертая мебель блестит как настоящая, а сделанные из новых досок стены так и пахнут свежим деревом. Комната, украшенная картинами, выглядит очень уютно. На краю дивана присел мальчик, читающий книжку. Эта комната, как библиотека, олицетворяет духовность и интеллигентность, является средоточием культурной жизни. Помимо «Кабинета дома в «Островках», передающего благородную обстановку поместья Милюкова, Сорока в 1840-х годах запечатлел еще один интерьер, названный «Отражение в зеркале». Эта работа безукоризненно выполнена и отличается сложным композиционным строением. Сегодня ценным антиквариатом являются портреты молодых Елизаветы и Лидии Милюковых, напоминающие лучшие работы Ренессанса. Их репродукции — ценное пополнение в коллекции старинной живописи того периода.

И действительно, чистое и светлое творчество художника напоминает о гуманистических идеалах Возрождения, которое стремилось раскрыть все лучшее в человеке. Однако картины Сороки пронизаны не только светом и покоем. Его лицо на автопортрете несет на себе черты страдания, он выглядит уязвимым. Видно, что ему пришлось пройти через многое.
У Сороки и правда была тяжелая судьба. Венецианов не смог вызволить его из неволи, хотя раньше ему удавалось выкупать из крепостничества своих воспитанников. Но Сорока почти до самой своей смерти оставался чужой собственностью. Милюков разрешил ему обучаться искусству, но свободы не давал. Однако теперь то, что раньше казалось молодому человеку привычным порядком вещей, вызывало протест, ведь он уже успел увидеть, какой может быть жизнь без хозяина. Однако Милюков не сделал Сороку вольным человеком, он не разрешал ему ездить в Санкт-Петербург. Вместо этого художник должен был ухаживать за садом, чтобы отработать свой хлеб.

Григорий Васильевич Сорока. Кабинет дома в островках

Григорий Васильевич Сорока. Кабинет дома в островках

Трагический поворот судьбы

В 1847 г. случилось несчастье: Венецианов умер в результате несчастного случая, связанного с лошадьми. Теперь для Сороки закрылась последняя дверь в большой мир. У него не было возможностей для творческого развития, ему не с кем было поговорить об искусстве, он оказался отрезан от всех культурных веяний. В его картинах конца 1840-х – начала 1850-х гг. уже виден дисбаланс. Действие смещается с открытых, хорошо освещенных площадок в тень парка (работа «Часовня в Островках») или в тростники, растущие у берега озера, где можно спрятаться, как это делает на картине «Вид в Островках» мальчик, который удит рыбу. В 1850-1860х гг. Сорока никуда не отлучается из поместья Милюкова, он работает над иконами, предназначенными для сельских церквей, обучает местных жителей живописи. В 1861 г., как известно, крепостное право было отменено. Сорока обрел долгожданную свободу. Однако это не принесло ему облегчения. Как свободный человек, он пытался отстоять свои имущественные права, но проиграл в сражении с системой. Милюков получил все, что ему причиталось по закону, а Сороку посадили в тюрьму за клевету. Однако он пробыл там недолго, его выпустили по причине нездоровья. Потеряв веру в справедливость, Сорока не смог больше жить. Его душевные силы были подорваны. 10 мая 1864 г. он повесился в обжигательной избе.

Григорий Васильевич Сорока.