Фарфоровый завод А.Г. Попова. Магазин-салон «Старый Петербург».

Русский художественный фарфор уже в конце XVIII века и, особенно, в начале XIX века становится в ряду других предметов декоративно-прикладного искусства неотъемлемой частью в синтезе произведений искусства, оформляющих интерьер. Царский двор, знать, дома мелкопоместного дворянства и городского чиновничества.  В первом десятилетии нового промышленного века появились около десятка новых мощных фарфоровых заведений. Это заводы Отто, Куликова, Долгорукого, Мелли, Дунашовых, Кузнецовых, Насонова. События великой Отечественной войны 1812 года неблагоприятно отозвались на молодой фарфоровой промышленности.  Выпуск снизился, два из названных заводов вовсе прекратили свое существование. Со временем, в первой трети XIX века в центральной России работало около тридцати фарфоровых заводов. К ним стоит отнести петербургский заводы ИФЗ и частный Батенина, заводы московского региона – Гарднера, Сафронова, Козловых, Всеволожского-Сипягина, Юсупова и Попова.

В изделиях фарфора первого десятилетия XIX века сохраняются основные стилистические черты конца XVIII века. Это наблюдается и в формах предметов, и в росписи, преимущественно цветочной и аллегорической, в скульптуре. В сюжетной росписи появляются, так называемые сентиментальные сюжеты.

После гарднеровского завода самым плодовитым и талантливым, блистательно решавшим все современные задачи художественного ремесла в первой половине XIX века становится завод Попова.

Начав свое производство на основе предприятия созданного бывшим комиссионером Гарднера Карлом Мелли, Попов первое время в определенном смысле (в техническом отношении) был приемником достижений завода Гарднера. Завод был основан в 1800 – 1802 годах. В 1806 году фарфоровое производство приобрел московский купец Алексей Гаврилович Попов, будущий дворянин, имевший опыт торговли фарфором. К 1814 году на производстве уже работали 283 наемных рабочих. Изделия очень быстро завоевали симпатию у российских покупателей. Главными приоритами стали цена, качество фарфоровой массы и превосходный художественный уровень.  В художественном отношении Попов стремился к самостоятельности. То, что на заводе Гарднера уже в конце ХVIII века было пройденным этапом, а именно обращение к традициям и образцам западноевропейского фарфора – для Попова 1810 — х годов становится необходимой реальностью для расширения ассортимента изделий. Так, среди поповского художественного фарфора этого времени встречаются явные повторения или переработки западноевропейских образцов.  Уже в 1820-е годы в продукции этого завода наблюдается освобождение от иноземных влияний, создание и развитие совершенно самобытных национальных средств и приемов декора, мотивов росписи и даже сосудов. Художественная лаборатория завода разработала собственную палитру красок, отличающихся собственной чистотой и сочностью. Высокими качествами славилась и фарфоровая масса. Подносные блюда и трактирная завоевали огромную популярность. Также были популярны и скульптурные фарфоровые статуэтки этого завода, в том числе миниатюра. Наравне с Вербилками, завод Попова играл огромную роль в развитии реалистических тенденций и в выработке национального декоративного стиля русского фарфора.

Изделия завода Попова в XIX веке неоднократно экспонировались и получали награды на всероссийских и международных выставках. Эксперты и коллекционеры ставят поповский фарфор на второе место после гарднеровского.  Фарфоровая фабрика просуществовала до начала 1870 – годов.      

  В 1863 году в селе Горбуново «тщанием Господина и Кавалера Алексея Гавриловича Попова» была построена каменная церковь на месте деревянной церкви 1848 года. Строительство храма было начато самим Алексеем Гавриловичем, закончено было его вдовой и детьми. Главный престол был посвящен небесному покровителю владельца села Горбуново святителю и чудотворцу Алексию, митрополиту Московскому. По свидетельству старожилов, в убранстве церковных интерьеров был широко использован фарфор. На нижнем этаже имелась усыпальница со склепами. Вероятно, в одном из них был погребен А.Г. Попов. При Алексеевской церкви имелись деревянные здания церковноприходского училища и богадельни. Богадельня на 30  человек содержалась на проценты с капитала, пожертвованного А.Г. Поповым. Храм был  закрыт и частично разрушен в советское время. Восстановленный и отреставрированный силами прихожан и клира в 1990-2010-е годы, в настоящий момент он  является действующим и представляет собой одну из важнейших достопримечательностей города Хотькова.

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей изделий фарфора завода А.Г. Попова и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302. 

Оцените статью
Старый Петербург