В контексте интересов современного российского антиквариата хочется особенно отметить изделия, так близкие с детства каждому советскому человеку – фарфор. Историческую причастность, ностальгию и определенную доступность фарфоровых изделий можно почувствовать в каждом доме. В данной статье хотелось бы рассмотреть вопросы, связанные с довоенным русским фарфором периода СССР, отметить исторические особенности и стилевые характеристики.
Мастера раннего советского периода дали стране и миру образцы совершенно нового, небывалого уровня искусства мелкой керамики и художественного фарфора — русский авангард и агитационный фарфор. Энергия новой жизни и смена идеологических парадигм подняли этот уже сформировавшийся вид искусства на новый уровень.
Агитационный фарфор снискал международное призвание практически с момента его появления в 1918 году, и уже в 1920-е советский фарфор стал не только средством агитации «за власть Советов», но и превратился в весьма прибыльную статью дохода государства и одно из важных направлений экспорта советской промышленности. В 1925 г. на Всемирной выставке в Париже экспозиция получила широкую восторженную прессу, а авторы фарфоровых композиций золотые медали. Далее проходили выставки Промышленная выставка в Милане и Международная парижская ярмарка. В 1921 году объединение «Наркомвнешторг» забронировало за собой практически художественный фарфор Государственного фарфорового завода (ГФЗ).
1930-е годы заводы и фабрики партиями и правительством были переориентированы с манящего, патриотического, советского, агитационного фарфора на предметы быта, необходимые для населения. Не менее популярными являлись скульптурные композиции в жанре анималистики, выпущенные советскими заводами в это время. В это удивительное время на Ленинградском фарфоровом заводе работали такие выдающиеся мастера, как Лев Бакст, Зинаида Кобылецкая, Вениамин Белкин, Наталья Данько, Николай Лапшин и другие.
Произведения художественного фарфора 1920-1930 г.г. в настоящее время крайне редки и часто имеют высокую цену. Круг почитателей этого периода довольно узок и элитарен, ведь собиратели фарфора – это хранители истории и культурного наследия своей родной страны, увлеченные люди, умеющие грамотно использовать денежные ресурсы.
Прошедшая довоенная эпоха оставила множество фарфоровых изделий, и каждое из них – своеобразный памятник минувшему времени. Значимыми характеристиками фарфорового предмета являются – 1. Название (авторское, принятое на заводе-изготовителе, или принятое название), 2. Автор фигуры или росписи рисунка, 3. Место и год начала производства, 4. Высота и размеры. 5. Ценовая политика (в случае с довоенным фарфором, цена устанавливается по итогам ведущих аукционов).
Коллекционирование довоенного фарфора требует определенных знаний и безупречного художественного вкуса. Стоит сразу отметить, что зачастую коллекционирование довоенного фарфора, как и любых предметов антиквариата – интересное, интеллектуальное и выгодное увлечение.
Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей довоенных фарфоровых изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.