3

Боровиковский Владимир Лукич, продолжение

Портрет О.К. ФилипповойОн отходит от парадного портрета к более естественному изображению человека, стремясь передать не столько его регалии и высокий статус в обществе, сколько исконные свойства натуры и устремления. Задником обычно служат виды русской природы – березки, полевые цветы, пшеничные колосья. Цвета мягкие, светящиеся, ощущение легкости и прозрачности. Благодаря этому старая живопись Боровиковского до сих пор смотрится свежо и привлекательно, настраивает на лирический лад.

Хорошим примером может послужить картина «Портрет О.К. Филипповой», изображающая супругу друга Боровиковского. Молодая женщина запечатлена в саду, на ней светлое платье для утреннего выхода. У модели нельзя найти светского притворства, выражение лица спокойное, естественное. Живописец схватывает на лету милые черты, которые дышат тихой задумчивостью.

Женские портреты художника

Боровиковский создал галерею женских портретов, написав, помимо Филипповой, Арсеньеву, Нарышкину и Шидловскую. Эти работы привлекают внимание ценителей антиквариата не только безупречной техникой, но и высокой психологичностью: художник сумел передать самые тонкие движения души натурщиц. В 1797 г. живописец создал портрет М.И. Лопухиной, который вошел в мировую сокровищницу. Это полотно стало одним из достижений русской живописи. Художнику удалось создать живой, манящий образ. Героиня портрета знаменует собой человеческий союз с силами природы. В начале XIX века Боровиковский отдает себя церковной живописи. Вместе с другими мастерами он расписывает Казанский Собор в Петербурге.

К сожалению, звезда Боровиковского угасла так же стремительно, как взошла. В 1810 году появляется плеяда новых художников, которые больше отвечают духу времени. Теперь все заказчики обращаются к ним. Владимир Лукич остается в творческой изоляции. Он перестает поддерживать контакты даже со своими старыми друзьями и с головой уходит в религиозную живопись, найдя в ней смысл жизни. Последней работой мастера стал расписанный иконостас для храма, расположенного на Смоленском кладбище (Петербург). В конце жизни Боровиковский пришел к преподаванию. Он создал у себя дома школу живописи. Одним из его самых способных учеником был А. Венецианов. Умер Боровиковский 6 апреля 1825 года в Петербурге.

Картины и старинные репродукции Боровиковского могут стать отличным началом для формирования коллекции антикварной живописи. К тому же, покупка антиквариата в Санкт-Петербурге — отличная идея: зачастую качественные предметы встречаются именно в питерских салонах, имея при этом невысокую, по сравнению с другими регионами, цену.