Старинные картины и антиквариат. Абрам Ефимович Архипов. Прачки

Биография Абрама Ефимовича Архипова. Часть 3

Старинные картины и антиквариат. Абрам Ефимович Архипов. Прачки

Абрам Ефимович Архипов. Прачки

Картина «Прачки»

Работа над картиной происходила в мастерской Архипова. Приходящие к нему прачки позировали в тёмом углу, похожем по освещению на увиденное художником подвальное помещение. Едва работа была завершена, Архипов немедленно начал создание другого варианта, на который его сподвигло очередное посещение прачечной. Новый замысел родился в тот момент, когда художник, как он впоследствии скажет, «увидел старую женщину, она и сбила меня с толку — устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть — это более выразительно…». В новом композиционном решении полотна на переднем плане выступает старушка, присевшая для отдыха. Поза утомлённой крестьянки, лежащая на колене худая старческая рука — всё это очень выразительно во всех отношениях — и в пластическом, и в смысловом.

Глядя сегодня на картину «Прачки», можно увидеть влияние на автора скандинавского живописца А. Цорна, чьи работы выставлялись в России в 1897 году. Это влияние испытали на себе многие русские художники того времени, и проявляется оно в живописности колорита, фрагментарности композиционного решения. Старинные репродукции этого полотна высоко ценятся на рынке антиквариата.

Цветовая гамма картины — сложные оттенки серебристо-серого с цветовыми аккордами одежд трудящихся женщин. При написании «Прачек» использовалась техника, предполагавшая свободное, широкое движение кисти и пастозную манеру письма, что придаёт рельефность фактуре картины. Полотно написано в манере, разительно отличавшейся от свойственной художнику ранее. Начиная с 1902 и по 1912 год Архипов ежегодно предпринимал поездки по приокским городам, Поволжью, а также на русский Север. Эти путешествия оказали сильное влияние на художника и оказались весьма плодотворными с творческой стороны. Первая же поездка к Белому морю в 1902 году, принесла свои плоды. Заметно изменилась тематика творчества художника, а также манера письма.

Русская живопись: пейзажный период Архипова

Наступил период чистого пейзажа в творчестве Архипова. Он воплощает на холсте северную природу, первозданную и уникальную в своей суровой красоте. В своих воспоминаниях он скажет о том, что переживания этого путешествия сродни обретению настоящей родины. Посещая Русский Север летом из года в год, живописец находил наиболее глухие места, расположенные неподалёку от моря. Абрам Ефимович приходил в восторг от партиархального уклада жизни, сохранившегося среди поморов. Его восхищали предметы быта, народного творчества, прочные добротные избы и шатровые храмы восьмигранной формы — детища умельцев из народа, чьи имена остались неизвестными. Сюжеты картин художника — спускающиеся к речной глади деревянные дома и сараи, причалы с лодками и другие простые деревенские виды.

Архипов писал с натуры, стараясь передать влажность воздуха, прозрачность холодной воды, нависшие надо всем тяжёлые облака. В поисках выразительных живописных средств художник остновился на свободной пастозной манере письма с пластичным и послушным мазком. Палитра приобретает серо-коричневые цвета, которые в ней преобладают.
Сегодня старинные картины художника того периода — «Лодочная пристань на севере», «Ночь на Белом море», «Северный пейзаж», «Северная деревня» и другие, притягивают взгляд свойственной им лёгкой печалью и светлой поэзией.

Переломный момент в творчестве Архипова. Крестьянские портреты

Ни одна выставка «Союза русских художников» начиная с 1903 и по 1910 год не обходилась без северного пейзажа кисти Архипова. Это объединение художников образовалось в 1903 году из выставок 36-ти, проводимых с 1901 года в Москве. «Союз», одним из учредителей которого был Абрам Ефимович, поначалу включал в себя московских живописцев и мирискусников, стал противовесом академической живописи и движению передвижников и просуществовал до 1923 года.