Архипов. Посещение больной

Биография Абрама Ефимовича Архипова. Часть 2

Архипов. Посещение больной

Архипов А.Е. «Посещение больной»

Становление художника. Продолжение

В Академии Архипов познакомился и подружился с А.П. Рябушкиным, который также начинал учиться в Москве и продолжил в Петербурге. Друзья вместе работали в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Ласточка» — популярных издания того времени. Художники делали для них простые рисунки. Лето 1886 года они вместе провели на Рязанщине. Незаурядные способности к живописи, проявившиеся в процессе обучения, не помогли Архипову закончить натурный класс Академии. В 1886 году, не надеясь на получение медаи за рисунок и не имея средств для прохождения курса обучения в натурном классе, художник вынужден покинуть Академию.

Осенью 1886 года Абрам Ефимович вернулся в Московское училище, где в 1887 году получил большую серебряную медаль за работу «Посещение больной». Она же принесла ему звание классного художника. Эта картина — последнее ученическое произведение Архипова. При её создании приёмы разных преподавателей — Перова, Поленова, Маковского, были осмыслены живописцем самостоятельно. Представленная на девятой ученической выставке, данная работа была куплена П.М. Третьяковым. Эту старинную картину и в наши дни можно увидеть в Третьяковской галерее. В 1888 году Архиповым было предпринято лодочное путешествие по Волге с остановками в деревнях для написания этюдов. В компании с ним было ещё трое — С. Виноградов, С. Иванов и Е. Хруслов. Результатом этого стала картина «На Волге» — дебют художника на Передвижной выставке. В 1890 году полотно «По реке Оке» принесло автору членство в Товариществе передвижных художественных выставок. Работа получила весьма высокую оценку со стороны В.В. Стасова, известного критика. По его словам, картина писалась на солнце, о чём говорит каждая тень и блик, и общее ощщущение. А образы людей и их позы — «бесконечно правдивы».
В последующих работах художник также переносит действие на открытый воздух, избегая социальной остроты сюжета, отказываясь от литературности. Больше внимание уделяется изображению природы, пейзажу, в который вписывается сюжет. Примеры таких картин — «Крестьяне в поле», «Радоница», «Проводы крестного хода», «Лёд прошёл» и другие.

Для Архипова главной проблемой стала передача посредством живописи солнечного света и воздушной среды, что сближает его с импрессионистами. Овлавев их приёмами, художник преуспел в моделировании локального цвета изображаемого предмета, меняющегося с изменением освещённости. Его творчество того времени отличается умелой передачей тончайшей игры света и цвета, контраста светлого и тёмного. Цветовая гамма художника становится светлее, живопись насыщается воздухом. Сегодня эти пленэрные картины, полные непосредственности и свежести, проникнутые лирикой, интересны не только коллекционерам антиквариата. Особое место в творчестве Архипова занимает полотно «Обратный» (1896). За основу взят сюжет, популярный у русских художников — мотив дороги. С ним связаны представления о бескрайних просторах Родины, мысли о судьбе человека. Картина пронизана поэзией, в ней сквозит тема грусти и печали. Эта работа стала итогом поисков художника в крестьянской лирической теме.

Поэзия старинных картин Архипова. Северный период

Летом 1896 года состоялась первая поездка Архипова за границу. Художник посетил Австрию, Германию, Италию и Францию. Путешествие дало ему возможность ознакомиться с как со старинными картинами великих мастеров Европы, так и с произведениями современников. В Москве посещение Архиповым прачечных, расположенных неподалёку от Смоленского рынка, вдохновило его на создание полотна «Прачки». К работе над ним художник приступил в 1897 году. Внимание в картине сосредочено не столько на тяжёлой работе обедневших крестьянок, вынужденных перебраться в город на заработки, не на их нелёгкой участи, а скорее на живописной красоте, поразившей художника. Он поставил целью поиск единственно верного языка пластики , способного передать тесноту и духоту подвального помещения, в котором трудятся прачки, влажность насыщенного горячим паром воздуха, ракурсы фигур работающих женщин, их пластику.