И.Е. Репин. Портрет А.Е. Архипова

Биография Абрама Ефимовича Архипова. Часть 1

И.Е. Репин. Портрет  А.Е. Архипова

И.Е. Репин. Портрет А.Е. Архипова

Творчество художника Абрама Ефимовича Архипова

Русский художник Абрам Ефимович Архипов был родом из крестьян. Он появился на свет в Рязанской губернии (деревня Егорово) 15 августа 1862 года. Семья испытывала нужду, о чём впоследствии вспоминал живописец. Однако, более яркими воспоминаниями детства стали для него не материальные затруднения, а долгие зимние вечера, проникнутые уютом и особой атмосферой. При свете лучин мать сидела за прялкой и неторопливо разговаривала с соседками, зашедшими в гости.

Старинные картины Архипова. Начало творческого пути

Абрам знал грамоту, которой он обучился в деревенской школе. Иконописцы, нередко наведывающиеся в те места, способствовали развитию способностей мальчика к рисованию. Важную роль в его судьбе сыграл один из них — Зайков, вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Именно он подготовил будущего художника к поступлению в данное учебное заведение. В 1877 году Абрам Ефимович поступает в училище. Одновременно с ним экзамен по рисунку сдавал М.В. Нестеров, впоследствии подробно описавший историю поступления. Согласно его рассказу, молодых людей провели в головной класс и дали задание рисовать голову Апостола Павла. На выполнение его отводилось несколько часов. Как пишет Нестеров, «Впереди меня сидел деревенский паренёк в коричневой отороченной широкой тесьмой поддёвке, с волосами на затылке, подбритыми в скобку, в сапогах со сборками…». Автор воспоминаний одобрительно высказался по поводу работы этого паренька, выражая восхищение его рисунком, не только своё, но и других участников испытания. Паренёк был рязанским крестьянином по фамилии Пыриков. Когда его приняли в головной класс училища, оказалось, что Пыриков — фамилия отчима, принятая Нестеровым за псевдоним художника. Впоследствии Абрам Ефимович отказался от неё и взял фамилию матери — Архипов. А сегодня мы имеем возможность рассматривать старинные картины Архипова, на которых могла бы стоять подпись «Пыриков».

Нужно отметить, что поступление Архипова сразу в головной класс — это результат высокой оценки педагогами его вступительной работы. В училище последовательность классов была следующей: оригинальный, головной, фигурный и натурный. То есть, юноша миновал оригинальный класс, будучи зачисленным сразу в головной. Два года спустя на ежегодной выставке ученический работ, основанной В.Г. Перовым, Архипов представил «Игру в свайку» — первую самостоятельную композицию. В 1882 году начинающий живописец выставил работу «В лавке старьёвщика», а в 1883 — «Пьяница (Шинок)». Обе работы — вполне серьёзные жанровые картины, создание которых несёт на себе влияние живописи передвижников. Уже в этих ранних работах видна основная тема творчества будущего художника — жизнь крестьян. Обусловлено это не только происхождением живописца, его внутренним пониманием крестьян, их быта, надежд и чаяний, но и влиянием В.Г. Перова, обладавшего сочувствием к простому народу и изображавшего его с любовью и чуткостью.

Творчество Архипова также испытало на себе огромное влияние В.Д. Поленова. Настоящий мастер пейзажной живописи, отличный педагог, он преподавал в училище с 1882 по 1894 год. Поленов стал основоположником русской пленэрно-импрессионистической живописи, и эта традиция нашла яркое выражение в творчестве многих московских художников, ставших членами СРХ (Союза русских художников), куда вошёл и А.Е. Архипов. Сегодня его картины и репродукции украшают собрания музеев и коллекции антиквариата.

Становление художника

По прошествии семи лет, после Московского училища живописи, ваяния и зодчества Архипов продолжил образование в Петербургской Академии художеств, которое длилось два года. Многое успел почерпнуть за это время начинающий живописец, обучаясь у П.П. Чистякова, известного педагога. В 1885 году художник был удостоен большой серебряной медали за этюд «Натурщик, падающий с седла».