Степан Владиславович Бакалович

Степан Владиславович Бакалович

Степан Владиславович Бакалович

Степан Владиславович Бакалович

Старинная живопись с античными сюжетами

Степан (Стефан) Бакалович появился на свет в 1857 г. в Варшаве. Его отец Владислав был художником, изображавшим придворные сцены периода правления Генриха III и Людовика XIII. Мать-полячка с успехом выступала в театре, критики отмечали ее недюжинный драматический талант. Живописи Степан учился сначала у отца. Затем он поступил в Варшавскую рисовальную школу в 1874 году. Его наставниками стали известные польские художники Войцех Гереон и Александр Каменский. У юноши обнаружили настоящий дар к рисованию и живописи. В 1876 г. руководство школы направило своего подопечного в Петербургскую Академию Художеств, где ему выделили стипендию.

Ученик из Польши достойно сдал вступительные экзамены и оказался в фигурном классе. Там он показал отличные результаты, вследствие чего вскоре был переведен в натурный класс. Каждый год лучшие работы Бакаловича отмечались почетными медалями. В 1877 г. его наградили двумя Малыми серебряными медалями (рисунок с натуры и этюд).  В следующем году молодой человек получил уже Большую серебряную медаль (этюд). В 1879 г. ему вручают Большую серебряную медаль (рисунок) и Малую серебряную медаль (эскиз «Смерть Германика»). Еще через год работу Бакаловича «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет» отмечают Малой золотой медалью. Даже студенческие творения художника отличались превосходным рисунком и ярким колоритом.

В 1881 г. начинающий живописец присылает на конкурс полотно «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков». Благодаря этой картине выпускник Академии художеств получил Большую золотую медаль, статус классного художника первой степени, а также оплачиваемую поездку за рубеж.

Степан Владиславович Бакалович. Гречанка

Степан Владиславович Бакалович. Гречанка

Заграничные поездки

Бакалович поехал в Европу и остановился в Кракове, где его представили известному польскому художнику Матейко, чьи работы сейчас ценятся на рынке антиквариата. Под его началом юный живописец начал работу над историческим полотном, выбрав период вражды между Литвой и Тевтонским орденом. Затем Степан прибыл во Францию. Надо отметить, что молодой художник постоянно отчитывался перед Академией художеств о маршруте путешествия и своих творческих планах и достижениях. Например, зимой 1883 г. он прислал в Петербург письмо, где говорилось, что он оставался в Париже до сентября, трудился в своей студии, дальше направился в Алжир, где намерен остаться еще на пару месяцев, чтобы сделать побольше природных зарисовок и этюдов на тему местных обычаев.

В 1883 г. художник наведался и в Рим. Его настолько впечатлили яркое солнце, роскошные пейзажи и античные руины, в которых прослеживалось былое величие, что он решил осесть здесь насовсем. В Италии было предостаточно материала для работы. Бакалович вдохновлено рисовал небольшие картины на античные сюжеты. Он тщательно передавал особенности быта того времени, работая с фактическими источниками. Более того, художник сам принимал участие в раскопках. В своих письмах в Академию художеств он упоминает, что, определившись с темой своего творчества, он начал изучать историю, искусство и литературу Древнего Рима и Древней Греции. Художник часто отправлялся на прогулки по окрестностям Рима, писал Неаполитанский залив и другие красоты Италии, зарисовывал прелестные женские головки. Искусствоведы и специалисты по антикварной живописи полагают,  что на его картине «Кассандра предвещает гибель Трои» (1884 г.) девушки все еще похожи на парижанок, которые позировали ему во Франции, но затем Бакалович научился изображать и итальянских женщин, метко схватывая характерные особенности их внешности.