Картина Н.К. Арцеулова «Берег моря» из коллекции живописи антикварного салона-магазина «Старый Петербург».

     Николай Константинович Арцеулов (1889 — 1956)  — художник-маринист, кораблестроитель, участвовал в постройке первых русских дредноутов«Севастополь» и «Полтава». Биографическая линия в контексте художественного воспитания очень интересна, ведь дедом по материнской линии Николая Арцеулова был выдающийся художник-маринист Иван Константинович Айвазовский, прививший художественное мировоззрение и повлиявший на все творчество.

     Николай Константинович Арцеулов родился 11 июля 1889 года в семье потомственных кораблестроителей Арцеуловых. В 1909 году по окончанию Морского инженерного училища Императора Николая I в чине гардемарина-судостроителя прошёл корабельную практику. Работал на судостроительных верфях Санкт-Петербурга. С малых лет Николай Арцеулов занимался живописью. Он является автором многих картин на морскую тематику.  Арцеулов писал маслом, писал акварели, но больше всего работал как график и книжный иллюстратор. Более пятидесяти книг вышли с его иллюстрациями и художественным оформлением: «Синопский бой» С.Сергеева-Ценского, «Путешествия» Н.Пржевальского, «Слово о двадцати восьми» Н.Тихонова, «Енисей, река сибирская» Г.Кублицкого, а также книги, принадлежащие перу коллег Арцеулова: «Служу родине» И.Кожедуба, «Рассказы из жизни» и «Рассказы авиаконструктора» А.Яковлева, «О нашей авиации» И.Мазурука, «Полюс» и «Полярный лётчик» М.Водопьянова.

     Много работал Николай Арцеулов как журнальный художник. Им проиллюстрировано 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», в котором он был ведущим художником, немало номеров «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Огонёк», «Знание — сила», «Вестник Воздушного флота», «Советский воин» — трудно перечислить все популярные издания, в которых встречались рисунки, обложки, цветные вкладки работы Арцеулова.

     Стену главного зала Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе украшает большое (6×3 метра) панно его работы. Картины Николая Арцеулова есть и в экспозиции этого дома, и в фондах Феодосийской галереи.

      В картине «Берег моря» (55х80 см., х.м., 1913 г.) художник создает пейзаж с тщательностью натуралиста. Он увлечен достоверностью увиденного. Голубая гладь моря на первом плане плавно переходит в чарующий небесный свод, правой кулисой является скала. Очевидна интенсификация цветового строя картины.  Колебания настроения в пейзаже живописец передает посредством среды, она — воздушная, цветовая, но больше представляет собой живописную материю, мерцающую игру легкой цветовой палитры. И хотя творчество Николая  Арцеулова движется в сторону освоения натуры, момент ее переосмысления сохранился.

     Образ в картине скорее авторское представление о пейзаже, где натуре отведена второстепенная роль. Природа не связывается со временем, она вечна, в ней не видна конкретная ситуация. Конкретность приводит к условности. Замечательно то, что традиционными классическими приемами, художник изобразил вечный мотив.  Во взаимоотношении натуры и художественного сознания объективность изображения природы отвлекается иллюзорным авторским мышлением.  

    Картины Н.К. Арцеулова начала XX века «Фрегат „Севастополь“», «Броненосец «Севастополь», «Линейный корабль „Севастополь“», «Линкор „Императрица Мария“ под салют крейсера „Алмаз“сходит со стапеля» экспонируются в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.