Константин Сомов. Автопортрет. Антикварная живопись.

Антикварная живопись «Мира Искусства»

Константин Сомов. Автопортрет. Антикварная живопись.

Константин Сомов. Автопортрет. Антикварная живопись.

Творчество многих художников объединения «Мир искусства» связано с Петербургом. И не только потому, что это объединение возникло именно в Петербурге, и город был героем некоторых полотен членов «Мира искусства», в частности А. Бенуа и М. Добужинского. Дух культурного универсализма, близость к общеевропейским тенденциям развития художественной жизни и вместе с тем, интерес к переломному для российской истории XVIII веку, когда и был основан этот удивительный город, делает «мирискусников», прежде всего, петербургским феноменом.  Участники объединения «Мир искусства» первыми познакомили русскую публику с ранее неизвестными ей явлениями западной культуры: живописью финских и скандинавских художников, работами прерафаэлитов, графикой Обри Бердслея. В 1899 году ими была организована международная выставка, на которой были представлены наряду с работами русских художников, 42 полотна мастеров из Западной Европы.

Старинные картины художников «Мир искусства» на современном рынке антиквариата.

Современный европейский антикварный рынок также высоко ценит теперь уже старинную живопись художников «Мира искусства». Например, Александр Бенуа, Константин Сомов — одни из самых востребованных на арт-рынке мастеров. Цены на старинные картины Бенуа уже достигли докризисного 2007 года и, судя по графику индекса, рост цен на его полотна будет продолжаться. Инвестирование средств в антиквариат такого уровня считается удачным капиталовложением. Представитель известного аукционного дома MacDougall’s считает, что искусство русского Серебряного века наиболее перспективно на рынке антиквариата. В Лондоне и Москве планируется предаукционная выставка, которая называется «Жизнь, как произведение искусства», она посвящена именно этому периоду. Экспозиция будет включать в себя также и полотна художников «Мира искусства».

История формирования объединения

Многие будущие участники объединения «Мир искусства» входили в группу «Невские пиквикианцы», которая была организована в 1887 году учащимися гимназии Карла Мая — Д. Философовым, А. Бенуа, В. Нувелем, К. Сомовым. Их объединял интерес к истории искусства, старинной живописи, новым философским и литературным направлениям. К кружку друзей немного позже присоединился Сергей Дягилев и Лев Бакст. 1898 год считается годом основания объединения «Мир искусства». Чуть позже, в 1890 году к новому творческому союзу присоединились художники московской школы: М. Нестеров, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель, братья Васнецовы. В этом же 1898 году членам объединения удается воплотить в жизнь их давнюю мечту, был создан литературно-художественный журнал, который был назван «Мир искусства». Александр Бенуа в 1898 году писал: «Года три тому назад я просто бредил журналом». Журнал был плодом коллективных усилий всех членов кружка, тем более, что он объединял не только живописцев, но и философов, писателей, поэтов. Основной идеей нового союза было провозглашение красоты целью художественного творчества, причем принималась мысль, что красоту каждый из творцов может понимать по-своему. Таким образом, свобода творчества в выборе образов, тем, выразительных средств была абсолютной для всех членов объединения. Что было весьма необычно для России. Основатели журнала провозгласили искусство особым миром, несколько обособленным от обыденности. Такая точка зрения в период обострения споров о роли искусства в обществе нашла как своих сторонников, так и противников. В марте 1898 года издательский договор был подписан. На новый журнал дали средства княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов. Редактором стал С. П. Дягилев. К слову, некоторые салоны проводят не только оценку антикварной живописи, но и старинных журналов.

Особенности творчества художников «Мира искусства».

Творческая деятельность участников объединения была удивительно многогранна, почти все они получили или совершенствовали свое художественное образование за границей, мир европейской старинной живописи и антиквариата был им прекрасно известен. Художники создавали не только живописные полотна, но и оформляли театральные постановки, занимались декоративно-прикладным искусством. Особое место в их творчестве занимала графика. Например, членом объединения была блестящий мастер графики, оформлявшая многие номера журнала «Мир искусства» Анна Остроумова-Лебедева. Кстати, по поводу европейского уровня художественного образования «мирискусников»: Остроумова-Лебедева училась и работала в мастерской знаменитого художника-символиста Джеймса Уистлера. К числу лучших произведений А. Бенуа относится его графика, в частности — иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Не менее яркая страница творчества А. Бенуа, Л. Бакста, С. Рериха — оформление спектаклей. Художники «Мира искусства» принимали активное участие в оформлении спектаклей «Русских сезонов», организованных С. Дягилевым в Париже. С ними также связан расцвет антикварной гравюры на дереве в России. «Мирискусники» первыми стали широко использовать в своих работах смешанную технику: соединение гуаши и цветных карандашей, акварели и гуаши, пастели, гуаши и граффити.

Отнести произведения мастеров «Мира искусства» к какому-либо одному стилю сложно, слишком разные художники входили в это объединение и слишком ценили они свободу самовыражения, чтобы замыкаться в рамках какого-либо одного стиля.  Но их интерес к символизму, к художественному языку модерна очевиден. Художники, объединившиеся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, стремились к сотрудничеству с писателями и поэтами — символистами. С тех пор, как в 1902 году была опубликована на страницах журнала статья поэта-символиста Андрея Белого «Формы искусства», литераторы символисты регулярно печатали свои произведения на страницах «Мира искусства».

Мир искусства на рынке антиквариата в СПб

Объединение «Мир искусства» просуществовал сравнительно недолго, в 1904 году был закрыт журнал, распалось само объединение. Но в 1910 году их деятельность возобновилась и выставки проходили вплоть до 20-годов. Несмотря на сравнительно короткий срок существования, «Мир искусства» оказал большое влияние на развитие русского искусства. К тому же, антикварная живопись этого периода обладает особой ценностью на современных аукционах. В Санкт-Петербурге антиквариат такого рода также пользуется спросом - дорого продать, купить живопись Вы можете в нашем антикварном салоне.