Алексей Гаврилович Венецианов. Продолжение

Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно.

Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно.

Для того, чтобы добиться большего реализма при передаче света и пространства, художник распилил переднюю стену гумна, расположенного в Сафонково. Рассадив в нём крестьян, живописец изобразил на холсте их, а также срезы брёвен, которые были отпилены. Картина «Гумно» принесла автору 3000 рублей и стала одним из экспонатов Эрмитажа.
Продолжая обучать молодых людей живописи, Алексей Гаврилович распорядился полученными за картину «Гумно» деньгами в пользу своих учеников, не имеющих средств. Следует отметить, что в имении художника жили и бесплатно обучались молодые люди всех сословий. Венецианов не только практиковал индивидуальный подход к каждому из подопечных, но и старался обеспечить их материально. Несколько учеников благодаря Алексею Гавриловичу смогли получить свободу от крепостной зависимости. Всего через его школу прошло более семидесяти начинающих художников. Обучение проходило попеременно в Петербурге и в Сафонково, школа пользовалась поддержкой от Общества поощрения художников. Венецианов строил свою систему преподавания так, чтобы в учениках культивировалась способность видеть и воплощать на холсте реальный окружающий мир как он есть, вне официальных академических рамок. Это послужило причиной прохладного отношения к преподавательской деятельности живописца.

Конфликт с академизмом

С годами пропасть между нормами Академии и живописной манерой Венецианова становилась всё шире. Примерами этого могут послужить полотна «Жнецы», «Кормилица с ребёнком» и «Купальщицы», в которой художник изобразил не академическую красоту обнажённой женской фигуры, а пышущую здоровьем и полную жизни земную красоту деревенских женщин, пришедших к ручью искупаться после работы. В этот период художник работает над небольшими, так называемыми «крестьянскими портретами». Он изображает на холсте простых деревенских людей — девушек с полевыми цветами, в крынкой молока, мальчика с топором, стариков.

Вклад в старинную русскую живопись

Полотно «Утро помещицы», созданное в 1823 году, явилось воплощением всех наиболее важных достижений Венецианова. Создавая образы крестьянок, художник в качестве модели изображал свою жену. Она также была прообразом героини картины «На пашне. Весна» — прекрасной женщины, идущей через поле. Ещё одна известная картина, входящая в число работ, показывающих истинную красоту простого народа — «На жатве. Лето». Все полотна характеризуются необычайной гармонией, достоинством и величавостью образов крестьянок. Нельзя не отметить, с какой любовью художник создавал образы работающих людей. Благодаря этому спустя века старинные картины, изображающие трудовой народ, притягивают к себе внимание зрителя. Помимо крестьян, Венецианов поддерживал общение и с людьми других сословий, среди которых были светила русской литературы той эпохи — Гнедич, Гоголь, Жуковский, Козлов, Крылов, Пушкин. Художником был написан портрет Николая Васильевича.
1840-е годы стали для Венецианова чередой сплошных несчастий и неудач. Непризнанная официально, художественная школа Алексея Гавриловича сталкивается с материальными затруднениями. Из-за накопившихся долгов имение художника было заложено. Уход учеников в Академию художеств приравнивался Венециановым, обладавшим тонкой душевной органиацией, к предательству. Ко всем неурядицам добавилось настоящее горе — художник потерял жену. В поисках заработка, находясь под угрозой разорения, отчаявшийся живописец предпринял попытку устроиться преподавателем в МУЖВЗ или в Академии, но ему было отказано. Алексея Гавриловича Венецианова не стало в 1847 году — 4 декабря художник погиб в результате несчастного случая. Венецианов был в некотором роде новатором для своей эпохи, и вклад его в развитие русской живописи неоценим. С его творчеством знакомы, хотя бы косвенно, не только искусствоведы и коллекционеры антиквариата.